МОУ "Пристенская ООШ" Валуйского района Белгородской области
Белгородская обл., с. Пристень, пер. Школьный, 9а
  • Экологическое воспитание

    Согласно Стратегии развития воспитания в РФ, экологическое воспитание предполагает: - становление и развитие у ребенка экологической культуры, бережного отношения к родной земле; - формирование у детей экологической картины мира, развитие у них стремления беречь и охранять природу; - воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие с ними.
    Экологическое воспитание.

    При характеристике экологической культуры личности выделяют такие элементы, как: 

    экологическое восприятие - видение, слышание, обоняние, осязание природы во всей ее гармонической естественной и эстетической целостности; 

    экологическое мышление - отражение существенных связей и отношений, творческое воссоздание и прогнозирование последствий того или иного вмешательства человека в жизнь природы; 

    экологическое чувствование – эмоциональный резонанс человека и природы, сопереживание; 

    экологические знания – отражение в сознании человека взаимосвязей и взаимозависимостей между человеком и природой в форме экологических представлений, понятий, суждений; 

    экологическое отношение – действенно-практическое, волевое, экологически оправданное поведение в природе в соответствии с законами взаимодействия природы и человека, нормами права, морали.

    Методы экологического воспитания:

    1. Методы формирования сознания: (убеждение, упражнение, пример)

    2. Методы формирования положительного опыта поведения в процессе жизнедеятельности: (переживание, самоанализ, осознание)

    3. Методы поощрения и наказания: (деловые игры, тренинги и др.)

    Формы экологического воспитания:

    1. классно-урочная - экологическое содержание уроков – практическая реализация принципа интеграции – внедрение экологического образования и воспитания на уроках биологии, химии, физики, математики, литературы и др.;

    2. внеурочная деятельность- различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы: классные и библиотечные часы;

    3. исследовательская работа (проектная деятельность) – научные исследования школьников под руководством преподавателей;

    4. участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах;

    5. практическая помощь природе - кормушки, скворечники, субботники.

    Целостность системы обеспечивается единством учебных и воспитательных требований, преемственностью содержания экологического образования на каждом из этапов, а также единством методических подходов. Основное содержание экологического образования на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей учащихся.

    начальная школа (I-IV классы):

    У младших школьников необходимо сформировать представления о красоте родной природы, дать им начальные сведения об экологии, взаимодействии человека и окружающей среды, ответственности каждого человека за сохранность нашей планеты. Важную роль играет формирование понятий о своей малой Родине (родной город, улица, школа), семье, а также обучение младших школьников первичным навыкам охраны и защиты родной природы. 

    Основные формы, используемые в работе с учащимися - это наблюдения, беседы, экскурсии, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, написание сочинений, викторины, этические эмоциональные беседы с опорой на художественные образы и практические наблюдения детей, посильное участие в природоохранных мероприятиях.

    основная школа (V- IX классы):

    Основной школе принадлежит особая роль в системе экологического образования. На данном этапе у учащихся складываются базовые представления об окружающем мире и своем месте в нем, формируется осознанное отношение к природе, навыки эколого-социального поведения, реализуется участие в ситуациях и процессах, требующих применения полученных знаний и навыков.

    Основные формы работы на этом этапе носят более практический характер: постановка экологических опытов, проведение мониторингов, участие в экологических акциях (кормушки, домики для птиц), природоохранных мероприятиях (субботники, акции, походы).

    Поэтому самое главное в процессе экологического воспитания привить ребенку главные принципы его жизни в гармонии с природой:

     1. «Не навреди».

    2. «Познавая, не разрушай».

    3. «Не бери у природы больше, чем тебе необходимо».

    4. «Прежде чем сделать, ответь себе на три вопроса:

    - Что я хочу сделать?

    - Зачем мне это нужно?

    - Кто и что при этом приобретает, а кто и что теряет?

    5. «Подумай о последствиях!»

    Экологическое сознание формируется на занятиях, а экологическое поведение формируется годами в практической деятельности. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс.

    Школа ежегодно участвует в экологических акциях :

    • «Дни защиты от экологической опасности»;
    • «День птиц!»;
    • «Живи, родник!»;
    • «Живи, лес!»;
    • «Сад памяти»;
    • «Зелёная столица»

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie