МОУ "Пристенская ООШ" Валуйского района Белгородской области
Белгородская обл., с. Пристень, пер. Школьный, 9а
  • Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение

    Труд является, пожалуй, одним из главных средств развития психики и нравственных установок личности. Нельзя говорить о всестороннем развитии личности, если ребёнок отвлечёно от труда.
    Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.

    Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение направлены на: 

    - воспитание у детей уважения к труду, людям труда, трудовым достижениям и подвигам;
    - формирование у детей умений и навыков самообслуживания, выполнения домашних обязанностей, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческогоотношения к разным видам трудовой деятельности;
    - развитие умения работать совместно с другими, действовать самостоятельно, активно и ответственно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
    - содействие профессиональному самоопределению, приобщение детей к социально- значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.

    Виды труда

    У трудового воспитания есть содержательная основа, которая в себя включает два вида труда – учебный труд и общественно-полезный.

    Учебный труд предполагает умственный и физический. Умственный труд требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости, целеустремлённости. Если ребёнок привык к умственному труду, это отразится и на положительном опыте физического труда.

    Физический труд в школьной программе представлен в работе учащихся в учебных мастерских и на пришкольном участке.

    Общественно-полезный труд организуется в интересах каждого ученика и всего школьного коллектива. Это и труд по самообслуживанию в школе и дома, бытовой труд дома, уход за школьными насаждениями, летний труд на полях и в стройотрядах, тимуровскую работу.

    Стоит сказать и про производительный труд, который является начальным этапом производственных отношений и направлен на создание материальных ценностей.

    Профессиональное самоопределение учащихся

    Самоопределение учащихся – это процесс формирования индивидом личного отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование социально-профессиональных и личностных потребностей.

    Профессиональное самоопределение учащихся является частью жизненного самоопределения, поскольку входит в социальную группу выбора профессии и образа жизни.

    В профессиональном самоопределении существуют различные подходы: социологический - когда общество ставит задачи перед личностью, социально-психологический - поэтапное принятие решение личностью, а также согласование потребностей общества и личных предпочтений, дифференциально-психологический - формирование индивидуального строя жизни.

    Символично выделяют взаимосвязанные этапы профессионального самоопределения учащихся:

    - дошкольный этап, включающий формирование первоначальных трудовых умений и навыков;

    - начальная школа, включающая осознание роли труда в жизни индивида через участие в различных видах деятельности: учебной, игровой, трудовой.

    Осознание своих способностей и интересов, связанных с профессиональным выбором происходит в 5-7-х классах, а формирование профессионального самосознания приходится на 8-9-е классы.

    В профессиональном самоопределении учащихся значительную роль отводят семье и государственно-общественной структуре (профессиональным и общеобразовательным учебным заведениям; учреждениям дополнительного образования, службам занятости).

    Психолого-педагогическая поддержка самоопределения учащихся нацелена на реализацию сознательного выбора профессии.

    Определяются учащиеся с выбором профессии в процессе обучения основным наукам, а также во время профессиональной подготовки.

    Итак, профессиональное самоопределение учащихся включает процесс формирования индивидом личного отношения к трудовой сфере, а также способ его самореализации через согласование профессиональных и внутриличностных потребностей.

    Профессиональное самоопределение старшеклассников

    Определение старшеклассников с будущей профессией является одной из форм личностного самоопределения и характеризуется процессом приобретения, а также поиском профессии, анализа личных возможностей, способностей в сопоставлении с требованиями профессии.

    В пятнадцатилетнем возрасте старшекласснику очень сложно выбрать профессию. Зачастую профессиональные намерения неопределенные и диффузные, а профессионально ориентированные мечты, а также романтические устремления в реализации невозможны.

    Неудовлетворенное наступившее будущее стимулирует развитие рефлексии — осознания личного «Я». Старшеклассник "определяется": кто он, каковы его способности, какой жизненный идеал, кем он хочет стать. Самоанализ является отсроченной психологической основой профессионального самоопределения для большинства учащихся профессиональной школы.

    Более комфортно чувствуют себя те старшеклассники, которые получают полное среднее общее образование. На момент окончания школы старшеклассники из фантастических, воображаемых профессий выбирают наиболее приемлемые и реальные варианты. Дети понимают, что успех и благополучие в жизни, прежде всего, зависит от правильного выбора профессии.

    Оценивая свои возможности и способности, престижность профессии, социально-экономическую ситуацию старшеклассники самоопределяются в получении профессионального образования.

    Таким образом, для старшеклассников учебно-профессиональное самоопределение выступает как осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie